Вопрос - Ответ

Твердые коммунальные отходы - это

Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Другими словами, это все отходы, образующиеся от жизнедеятельности людей (в быту) и такие же бытовые отходы, образуемые людьми на работе (в офисе, на складе, в магазине, в гостинице, в мастерской и проч.), включая крупногабаритные отходы.
К таковым также относится упаковка от товаров, даже если это картонные, деревянные, пластиковые и полиэтиленовые коробки от крупных товаров, а товары используются в предпринимательской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
К твердым коммунальным отходам относятся также:
- мусор и смёт уличный от уборки территорий городских и сельских поселений, парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, территорий кладбищ, колумбариев, прибордюрной зоны автомобильных дорог;
- отходы, образующиеся при уборке придомовой территории;
- растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками;
- мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций;
- мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, помещений, организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий;
- прочие.

Крупногабаритные отходы - это

Твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Крупногабаритные отходы складируются в специальные бункеры либо на отведенном месте контейнерной площадки.

Какой документ подтверждает статус регионального оператора?

Постановление Правительства ЯНАО № 416-П от 18.04.2018г. «О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»

С какими отходами работает региональный оператор?

Региональный оператор осуществляет обращение только с твердыми коммунальными отходами.

С какими отходами не работает региональный оператор?

Строительные отходы (образующиеся при строительстве и сносе зданий и сооружений, включая любой лом металла).
Промышленные отходы (отходы производств).
Осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть.
Батареи и аккумуляторы.
Покрышки автомобилей и иные запасные части.
Радиоактивные отходы.
Биологические отходы.
Медицинские отходы.
Пищевые отходы предприятий питания, детских садов, школ.
Иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению.
Складирование в контейнеры всех вышеуказанных отходов запрещено законом. Места для их накопления должны быть организованы органами местного самоуправления, если иное не установлено законодательством РФ.

Что делать с отходами, с которыми не работает региональный оператор?

Собственники отходов, обращение с которыми не осуществляет региональный оператор, обязаны самостоятельно и за свой счет обеспечить их законное накопление, транспортирование, утилизацию и захоронение.
Для этих целей собственнику таких отходов необходимо заключить договор на транспортирование, утилизацию, обезвреживание, захоронение со специализированной организацией, оказывающей такие услуги.

Где найти специализированную организацию для сдачи не ТКО?

Список специализированных организаций, осуществляющих на территории округа деятельность по приёму отходов, с которыми не работает региональный оператор, опубликован на официальном сайте департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

В чем заключается услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами?

Услуга регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в приеме твердых коммунальных отходов в местах (на площадках) накопления и обеспечении их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения.
Реализуя по сути функцию единого заказчика, региональный оператор оказывает вышеуказанную коммунальную услугу, самостоятельно обеспечивая транспортирование и предусмотренные в конкретном муниципальном образовании виды обращения с отходами: обработку и (или) обезвреживание, и (или) захоронение, а также оплачивает услуги операторов по транспортированию, обработки, обезвреживанию и захоронению.
Собственник твердых коммунальных отходов (потребитель) обязан оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

На какой территории региональный оператор осуществляет оказание услуги?

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа зона деятельности регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами – территория Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах населенных пунктов муниципальных образований округа.

Что такое Территориальная схема обращения с отходами?

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденная приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.08.2016г. №101-од с последующими изменениями и дополнениями – это документ, определяющий места накопления отходов, а также места их сбора и размещения, направление потоков отходов, учитывающий объем и массу, виды и классы образующихся на территории округа отходов, в том числе твердых коммунальных.
Территориальная схема обращения с отходами обязательный для соблюдения всеми лицами документ.

Что делать собственникам ТКО, образующихся вне зоны деятельности регионального оператора?

Предлагаемый порядок взаимодействия собственников ТКО, образующихся вне зоны деятельности регионального оператора, размещен на нашем сайте.

Имеет ли региональный оператор лицензию на деятельность по обращению с отходами?

ООО «Инновационные технологии» имеет лицензию на осуществление деятельности по транспортированию, обработке, размещению отходов I – IV классов опасности.

Обязаны ли граждане, организации и индивидуальные предприниматели заключить договор с Региональным оператором?

Физическим лицам не обязательно заключать договор с региональным оператором в письменной форме для оказания им новой коммунальной услуги.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку на заключение договора, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Начисление платы за коммунальную услугу физическим лицам будет осуществляться региональным оператором, исходя из установленного норматива накопления ТКО.
Заключение договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО обязательно для всех юридических лиц, независимо от правового статуса, формы собственности и организационно-правовой формы, в том числе индивидуальных предпринимателей (статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 № 1156).
Информация для юридических лиц и порядок заключения договора  размещены на нашем сайте.

Обязаны ли управляющие организации заключить договор с региональным оператором?

Заключение договора между УК, ТСЖ и региональным оператором не обязательно. Подробная информация  для организаций, обслуживающих жилой фонд, размещена на нашем сайте.

Если у физического или юридического лица уже заключен и имеется договор на вывоз и захоронение ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором?

Да. Договор с региональным оператором должен быть заключен в связи с прекращением действия прежних договоров.

В силу пункта 6 статьи 23 федерального закона «Об отходах производства и потребления» договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на вывоз, действуют до начала деятельности регионального оператора, то есть до 01.01.2019 года.

Будет ли взиматься плата за услугу регионального оператора, если договор не заключен?

Услуга регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами оказывается с 01 января 2019 года на территории зоны деятельности.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
В силу пункта 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1156, в случае не подписания договора между потребителем (физическим лицом либо юридическим лицом) и региональным оператором по истечении 15 рабочих дней после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день.
Таким образом, у регионального оператора существуют договорные отношения со всеми потребителями - физическими и юридическими лицами, проживающими и зарегистрированными на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В связи с чем, плата будет взыматься со всех потребителей.
Начисление платы за коммунальную услугу будет осуществляться, исходя из установленного норматива накопления для физических лиц и юридических лиц (по отношению к юридическим лицам в случае отсутствия договора).

Где будет указываться плата граждан за услугу регионального оператора?

Расчет платы граждан на коммунальную услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами будет указан в том же информационном листе (платежной квитанции) граждан, который они получают относительно всех других коммунальных услуг.

Что такое норматив накопления ТКО?

Норматив накопления твердых коммунальных отходов – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ.
В Ямало-Ненецком автономном округе установлен норматив накопления в размере 2,41 м3 в год для каждого гражданина, проживающего в многоквартирном доме; 3,03 м3 в год для каждого гражданина, проживающего в индивидуальном жилом доме.
Для нежилых помещений юридических лиц, расположенных в многоквартирных домах, за исключением помещений предприятий торговли и общественного питания, установлен норматив накопления в размере 0,11 м3 на 1 м2 нежилого помещения в год.
Для помещений предприятий торговли и общественного питания, расположенных в многоквартирных домах, установлен норматив накопления в размере 0,58 м3 на 1 м2 нежилого помещения в год.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения юридических лиц, расположенных в индивидуально-определенных зданиях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (за исключением организаций, финансируемых из окружного и местного бюджетов) установлены постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 1349-П от 24 декабря 2018 года.

Категории объектов общественного назначения:
1. Административные здания, учреждения, конторы: научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро; банки, финансовые учреждения; отделения связи; административные, офисные учреждения.
2. Предприятия торговли: продовольственные магазины; промтоварные магазины; павильоны; торговые лотки; палатки, киоски; торговля с машин; супермаркеты (универмаги); рынки продовольственные; рынки промтоварные.
3. Предприятия транспортной инфраструктуры: автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания, автозаправочные станции автостоянки и парковки, гаражи, парковки закрытого типа, автомойки, железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты .
4. Предприятия общественного питания: кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые.
5. Предприятия службы быта: мастерские по ремонту бытовой и компьютерной, техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр., ремонт и пошив одежды, химчистки и прачечные, парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты, гостиницы, общежития, бани, сауны.

Какой тариф установлен региональному оператору?

Приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа № 335-т от 18 декабря 2018 года в отношении ООО «Инновационные технологии» установлен предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 2019 год.

Для всех граждан, проживающих в округе, установлен единый тариф в размере 746 рублей 90 копеек за 1 м3 образованных твердых коммунальных отходов.
Для граждан, имеющих право на льготные тарифы, стоимость услуги регионального оператора составит 622 рубля 40 копеек за 1 м3 образованных твердых коммунальных отходов. Подробную информацию по предоставлению льгот можно узнать, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства.

Для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, установлен единый тариф в размере 1002 рубля 00 копеек (без НДС) за 1 м3 образованных твердых коммунальных отходов.

Подробная информация о едином тарифе регионального оператора размещена на нашем сайте.

Каким образом осуществляется начисление платы гражданам?

Размер платы граждан за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается, исходя из тарифа и норматива накопления ТКО, разделенного на 12 месяцев, на каждого человека, проживающего в квартире или индивидуальном жилом доме.

Начисление платы осуществляется ежемесячно в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ №354.

Сумма платы в информационном листе (платежной квитанции) на квартиру (дом) зависит от численности человек, проживающих в квартире или индивидуальном жилом доме.

В случае, если в квартире, доме никто не проживает, начисление платы за коммунальную услугу осуществляется по количеству зарегистрированных граждан. Если в квартире, доме никто не проживает и не зарегистрирован, начисление плата производится по количеству собственников квартиры, жилого дома.

Где и когда необходимо оплачивать услугу регионального оператора?

Оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО потребители могут в том же удобном для них месте, где они оплачивают все иные коммунальные услуги. Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Может ли быть оформлен перерасчет платы в случае постоянного или временного отсутствия потребителя в жилом помещении?

В случае отсутствия потребителя в жилом помещении более 5-ти полных календарных дней Региональный оператор обязан произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354.

Согласно указанного порядка потребителю необходимо подать в адрес Регионального оператора письменное заявление и приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия. К таким документам могут относиться:

1) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
2) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
3) проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их копии;
4) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
5) свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
6) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
7) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания потребителя по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
8) иные документы, подтверждающие факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Перечень документов является открытым. Главное, чтобы такие документы подтверждали факт и срок отсутствия потребителя и были подписаны (за исключением проездных билетов) уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии печати), имели регистрационный номер и дату выдачи.
Заявление о перерасчете подается до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания.

Какие штрафные санкции предусмотрены за отсутствие договора с региональным оператором?

Заключение договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО обязательно для всех юридических лиц, независимо от правового статуса, формы собственности и организационно-правовой формы, в том числе индивидуальных предпринимателей (статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 № 1156).

Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством и не содержат условий освобождения юридического лица от заключения договора с региональным оператором ввиду отсутствия хозяйственной деятельности. То есть, такое лицо обязано соблюдать федеральный закон об отходах, экологические и санитарно-эпидемиологические требования, поэтому за их нарушение оно несет административную ответственность (Постановление Верховного Суда РФ от 18.05.2015 по делу № 305-АД14-8712).

За отсутствие договора с региональным оператором лицо может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Информация о полном перечне юридических лиц и индивидуальных предпринимателях (включая банковские реквизиты и информацию об объектах недвижимости), зарегистрированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, имеется в распоряжении регионального оператора на законных основаниях. Такие данные о юридических лиц предоставляет на платной основе ресурс Контур.Фокус

В соответствии с публичным типовым договором на оказание услуги регионального оператора потребитель обязан обеспечить собственными силами ежемесячное получение от Регионального оператора уполномоченным лицом Потребителя счета на оплату услуг по Договору, универсального передаточного документа за соответствующий расчетный период. В случае неисполнения обязательств по оплате начисленных платежей региональный оператор будет начислять законную неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Для сведения: 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (7,75%) равна 21,9 % годовых.

Таким образом, ООО «Инновационные технологии» в целях обеспечения своей деятельности намерено не только обращаться в судебные органы за взысканием задолженности и неустойки, но и обращаться с заявлениями в Роспотребназдор о возбуждении административных производств в отношении тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с кем у регионального оператора не будет заключен договор на оказание услуг.

Предусмотрено ли обязательное раздельное накопление твердых коммунальных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе?

Обязательное раздельное накопление твердых коммунальных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе на сегодняшний день не предусмотрено.
Региональный оператор обязан не позднее 30 дней после начала своей работы (то есть до 30.01.2019 года) предложить план мероприятий, направленных на внедрение системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов.
По результатам рассмотрения предложений регионального оператора Правительством округа будет принято решение о внедрение системы раздельного накопления твердых коммунальных отходов, утвержден план мероприятий и сроки их реализации.

Должны ли жители частных домовладений (частного сектора) заключать договор с региональным оператором?

Физическим лицам не обязательно заключать договор с региональным оператором в письменной форме для оказания им новой коммунальной услуги вне зависимости от того, проживают они в квартире многоквартирного дома либо в индивидуальном жилом доме.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку на заключение договора, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Начисление платы за коммунальную услугу физическим лицам будет осуществляться региональным оператором, исходя из установленного норматива накопления ТКО.

Как будет организован вывоз твердых коммунальных отходов из дачных хозяйств?

С садоводческими товариществами, дачными кооперативами и т.д. региональный оператор заключает договор на оказание услуги по обращению с ТКО как с юридическими лицами. Порядок заключения договора с юридическими лицами размещен на нашем сайте.

Кто должен заключать договор с региональным оператором: арендатор или собственник нежилого помещения?

Заключать договор с региональным оператором на оказание услуги по обращению с ТКО обязан собственник нежилого помещения.
Обязанность по оплате коммунальных услуг (в том числе обращения с отходами) лежит на собственнике помещения.
Перехода этой обязанности к арендатору нежилого помещения закон не предусматривает. По договоренности с собственником арендатор может взять на себя расходы по оплате коммунальных услуг. Но, если образуется задолженность, региональный оператор вправе будет взыскать долги с собственника нежилого помещения как с лица, обязанного оплачивать коммунальные услуги (пункт 148(1) Правил № 354; пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, статья 210 ГК РФ).

Кто должен содержать контейнерные площадки и проводить на них уборку?

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1156, региональный оператор по обращению с ТКО несет ответственность за качество оказания услуги с момента погрузки ТКО в мусоровоз. Региональный оператор отвечает за уборку места погрузки ТКО - подбор оброненных ТКО при погрузке и перемещении в мусоровоз.

На законодательном уровне разделены понятия «контейнерная площадка» и «место погрузки ТКО». Это два разных места. В первом случае – место размещения мусоросборников (контейнеров), во втором – прилегающая к контейнерной площадке территория расположения мусоровоза во время погрузки ТКО.

В соответствии с пунктом 26.1. Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» к обязательному перечню работ и услуг, предоставляемых УК и ТСЖ, относятся работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

При этом, работы по уборке мест погрузки ТКО выполняются региональным оператором.